МБОУ СШ № 5 города Липецка
Липецкая область
  • Социально-психологическое сопровождение

    Социально-психологическое тестирование

    Что такое "Школьная служба примирения"?

    Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

    Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

    Медиация - это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

    Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

    Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

    Метод «Школьная медиация» - это (инновационный) метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

    Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации (ОО) и состоящая из работников ОО, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

    Цель: Формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе - при возникновении трудных жизненных ситуаций (ТЖС), включая вступление их в конфликт с законом.

    Задачи:

    • Создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в ТЖС и находящихся в социально опасном положении (СОП), детей их неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
    • Создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в ТЖС и находящимися в СОП, детей их неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
    • Внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказания в местах лишения и ограничения свободы;
    • Интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в ОО для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
    • Повышении эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
    • Повышение квалификации педагогических работников ОО по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
    • Обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;
    • Развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в ОО.
    Чем служба может помочь школьникам?

     • Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.  

    • Научиться убеждать других словами, а не силой. 

    • Участвовать в интересной «взрослой» и общественно полезной (волонтерской) деятельности. 

    • Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными. 

    • Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения. 

    • Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям). • Начать осваивать новую профессию – медиатор, получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности. 

    • Лучше понимать сверстников и взрослых. 

    • Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят. 

    • У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям. 

    • Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов или правонарушений. Что школьники могут сделать для развития службы примирения 

    • Осваивать переговорные техники и восстановительные программы. 

    • Помогать друзьям, сверстникам (и родителям) в примирении. 

    • Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.

    Отношения в классе
    Служба примирения стремится к конструктивным отношениям в классе, основанным на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении минисообщества понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в классе и не передает власть маленькой группе. Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации. Но проведение восстановительных программ все-таки остается основным механизмом трансляции восстановительных ценностей.
    Рекомендации, помогающие извлекать уроки из конфликтных ситуаций:

    1. Подумайте, чему вас может научить конфликт.

    2.Спросите у своего внутреннего голоса, чему можно научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта.

    3. Отведите конфликту соответствующее ему место:

    а) Не позволяйте отрицательному жизненному опыту сбить себя с пути.

    б) Определите собственную позицию и исходите из неё, не допускайте влияния на неё других людей.

    в) Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить самооценку.

    г) Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.

    4. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом:

    а) научитесь прощать самого себя;

    б) выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли;

    в) осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.

    5. Не позволяйте другим людям становиться препятствием.

    а) избегайте плохих людей, которые осуждают вас: стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми;

    6. Не тратьте слишком много сил на переубеждения скептиков или на общение с теми, кто не хочет вас слушать;

    в) не позволяйте другим людям возбуждать в вас чувства вины;

    г) будьте готовы к общению с теми, у которых по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.

    Установки, помогающие преодолеть конфликт:

     «Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это», «Все идет нормально»,

    «Он (она) делает это не для  того,   чтобы навредить, а чтобы удовлетворить свои желания», «Я спокоен», «Мы благополучно все решим».

    Не отрицайте чувства своего ребенка
    Не говорите «у тебя колено так сильно не болит», «о чем ты говоришь, тебе определенно нравится этот мальчик», «невозможно, чтобы тебе не нравилось в детском саду, там так весело». Постарайтесь принять чувства ребенка. Даже отрицательные. Вы можете обнять ребенка или сказать, например, «ты, должно быть, сильно ударился». Вы также можете рассказать о своем подобном опыте, например, признаться в том, что ваши первые дни в детском саду также были для вас трудными. Благодаря этому ребенок почувствует, что вы его понимаете, и с большей вероятностью будет говорить о том, что его беспокоит в будущем.
    Четко и кратко изложите то, что вы хотите
    Детям иногда трудно понять, чего именно от них ждут или почему мы на них злимся. Особенно, если залить их потоком слов, из которых сложно найти простое сообщение. Поэтому вместо «прибраться в комнате» скажите «положи книги в шкаф». Когда вы идете в гости, скажите, что вы хотите, чтобы они сказали, например, «доброе утро» и не бросали игрушки вместо «просто хорошо себя веди».
    Хвалите, а не критикуйте
    Похвала эффективнее критики. Дети становятся такими, какими мы их видим. Они повторяют то поведение, которое привлекает наше внимание. Например, если мы все время говорим, что они неуклюжи и не умеют правильно одеваться, то, вероятно, так и останется надолго. Если, с другой стороны, вы видите каждый маленький успех («ты отлично надела эту куртку, даже застегнув молнию»), то у хорошо сложенного ребенка все будет лучше и лучше. Дети хотят заслужить признание родителей и могут многое сделать для их счастья. Более важными, чем похвала за то, на что ребенок не повлиял («ты красивая девочка»), является похвала за то, что ребенок сделал, например, красиво нарисовал дерево или поблагодарил бабушку за подарок. Она повышает самооценку ребенка
    Дайте ребенку небольшой выбор
    Несомненно, у ребенка должен быть выбор, но он должен соответствовать его возрасту. Например, годовалый ребенок может решить, предпочитает ли он есть яблоко или грушу, послушать сказку о Золушке или Белоснежке или надеть ли зеленые или темно-синие брюки. Однако при этом не стоит решать, поехать ли в отпуск в горы или на море, или пойти по магазинам всей семьей или в кино. Конечно, во многих случаях родители должны учитывать своего ребенка при принятии решений. Если они знают, что, например, походы в горы для него слишком утомительны, а купание в море доставляет ему огромное удовольствие, они могут сказать, что лучшим вариантом будет поездка на берег моря. С другой стороны, ребенок не должен чувствовать, что его голос решающий. Слишком большой выбор обременителен для ребенка и отрицательно сказывается на его чувстве безопасности.
    Не оправдывайтесь и не ведите переговоры
    Ребенку не обязательно понимать все правила, а тем более соглашаться с ними. Поэтому в долгих дискуссиях о том, смотреть ли ему телевизор полдня или час в день, нет необходимости. Даже если вы приведете веские аргументы, что, например, есть слишком много сладкого вредно для здоровья, вы только откроете дверь для дальнейшего разговора, в котором легко потерять терпение. Ребенок, особенно старший, будет убеждать, что два батончика – это еще не много, что его друзья съедают три и здоровы и т.д.

    События

    «Не молчи о проблеме».
    14 февраля 2024, 13:49

    14 февраля в 7 «Б» классе МБОУ СШ № 5 г. Липецка специалисты АНО «Служба медиации» при участии классного руководителя провели Круг сообщества на тему «Не молчи о проблеме.» Мероприятие проводилось в рамках социально – значимого проекта «Буллинг. Кто виноват и что делать ?».
    АНО «Служба медиации».
    22 марта 2024, 17:55

    с 19 по 21 марта текущего года ученики нашей школы и куратор школьной службы примирения приняли участие в тренинге по приобретению навыков проведения восстановительной медиации, который проводился в рамках социально – значимого проекта «Буллинг. Кто виноват и что делать?», который реализуется АНО «Служба медиации». Обучение проходило на базе МАОУ СОШ № 29 г. и МБОУ СШ № 5 г. Липецка.
    «Путь к новому Я» . Экскурсия в МУП Зеленхоз.
    27 марта 2024, 09:04

    В рамках социального проекта «Внедрение инновационных технологий в сфере профориентации и социальной реабилитации детей «Путь к новому Я» состоялась экскурсия в МУП Зеленхоз.
    БЕЛЫЙ ТИГР.
    16 апреля 2024, 10:53

    Наши ученики посетили мастер-класс спортивного клуба "Белый тигр" (киокушин каратэ). Мероприятие проходило по инициативе Президентского движения «Народный фронт».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie