Социально-психологическое сопровождение
Социально-психологическое тестирование
Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.
Медиация - это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.
Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.
Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Метод «Школьная медиация» - это (инновационный) метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации (ОО) и состоящая из работников ОО, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Цель: Формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе - при возникновении трудных жизненных ситуаций (ТЖС), включая вступление их в конфликт с законом.
Задачи:
- Создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в ТЖС и находящихся в социально опасном положении (СОП), детей их неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
- Создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в ТЖС и находящимися в СОП, детей их неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
- Внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказания в местах лишения и ограничения свободы;
- Интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в ОО для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
- Повышении эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
- Повышение квалификации педагогических работников ОО по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
- Обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;
- Развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в ОО.
• Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
• Научиться убеждать других словами, а не силой.
• Участвовать в интересной «взрослой» и общественно полезной (волонтерской) деятельности.
• Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
• Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
• Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям). • Начать осваивать новую профессию – медиатор, получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
• Лучше понимать сверстников и взрослых.
• Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
• У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
• Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов или правонарушений. Что школьники могут сделать для развития службы примирения
• Осваивать переговорные техники и восстановительные программы.
• Помогать друзьям, сверстникам (и родителям) в примирении.
• Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
1. Подумайте, чему вас может научить конфликт.
2.Спросите у своего внутреннего голоса, чему можно научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта.
3. Отведите конфликту соответствующее ему место:
а) Не позволяйте отрицательному жизненному опыту сбить себя с пути.
б) Определите собственную позицию и исходите из неё, не допускайте влияния на неё других людей.
в) Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить самооценку.
г) Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.
4. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом:
а) научитесь прощать самого себя;
б) выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли;
в) осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.
5. Не позволяйте другим людям становиться препятствием.
а) избегайте плохих людей, которые осуждают вас: стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми;
6. Не тратьте слишком много сил на переубеждения скептиков или на общение с теми, кто не хочет вас слушать;
в) не позволяйте другим людям возбуждать в вас чувства вины;
г) будьте готовы к общению с теми, у которых по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.
Установки, помогающие преодолеть конфликт:
«Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это», «Все идет нормально»,
«Он (она) делает это не для того, чтобы навредить, а чтобы удовлетворить свои желания», «Я спокоен», «Мы благополучно все решим».